Мир НИИФЛИ: наука или сказка. Главная Для абитуриентов Кафедры Мы помним Фотоальбом
Д.А. Назаревич, кандидат филологических
наук, сотрудник НИИ филологии
Есть на третьем этаже здания филологического факультета Даггосуниверситета не похожая ни на одну другую самодельная резная дверь с загадочной для многих современных студентов надписью: «НИИФЛИ». Сидя за этой дверью, я часто слышу вопрошающие молодые голоса: «А что это – НИИФЛИ?». Но почему-то никто не стремится удовлетворить свое любопытство. Так что же на самом деле стоит за этими буквами?
Есть еще на филологическом факультете, во всем университете, да и далеко за его пределами люди, для которых когда-то здесь на третьем этаже в бывшем заброшенном помещении открывались ворота в самую «обыкновенную» сказку, у которой был и самый настоящий сказочник – живой, энергичный, худощавый старик с добрыми глазами волшебника. Это на всевозможных съездах и больших собраниях он был народным деятелем культуры РСФСР, заслуженным деятелем науки Дагестана, членом Союза писателей Дагестана и РСФСР, доцентом кафедры русской и зарубежной литератур Даггосуниверситета, а для молодежи, которая с утра до вечера толпилась в тесном кабинете № 66, он был просто – «наш Александр Федорович». Александр Федорович Назаревич приехал в Дагестан двадцатилетним юношей с горячей кровью, горящими глазами и романтической мечтой о Кавказе и оказался у истоков Дагестанской журналистики, литературы, науки и педагогики.
И уже тогда в далекие 20-е годы зарождается интерес начинающего журналиста к дагестанскому фольклору. От романтического увлечения Назаревич перешел к научному подходу к собиранию и изучению устно-поэтического творчества народов Дагестана. В этом он видел значительный интерес с точки зрения практических нужд школьного строительства в Дагестане конца 40-х годов. С другой стороны, он утверждал, что материалы горского фольклора представляют несомненный интерес для исследователя. Без привлечения этого материала нельзя решить проблему изучения исторического прошлого народов Дагестана. Без изучения устной народной поэзии немыслимо разобраться в вопросах становления дагестанской литературы. В 1962 году А. Ф. Назаревич создает на базе филологического факультета Даггосуниверситета единственный в стране студенческий научно-исследовательский институт фольклора и литературы народов Дагестана (НИИФЛИ), который теперь с гордостью носит его имя. А уже с 1970 г. не было ни одного номера «Дагестанский университет», в котором не мелькало бы название ставшего популярным среди всей студенческой молодежи института. Созданный на общественных началах, институт не имел финансирования. Больших усилий требовалось его директору «выбивание» помещения. В первое время его перебрасывали из одного закутка в другой. Наконец удалось выпросить бывшее помещение общественного туалета. За очень небольшой срок руками Александра Федоровича и активистов-студентов удалось воплотить в жизнь сказку. В институте с раннего утра до позднего вечера кипела работа. Как и у каждого уважающего себя института, здесь был свой Совет, заместители директора и, конечно, научные сотрудники. Первыми замами и членами Совета института были студенты С. Хайбулаев, И. Омаров, А. Тагиров, Г. Казиев, А. Дациев, Р. Багомедов. Что же входило в основу деятельности этого «народного», как его тогда называли, института? Это собирание, обработка, изучение фольклора и литературы народов Дагестана. Десятки, а затем сотни студентов ездили от института (в большинстве своем за собственные деньги) в научные экспедиции по сбору фольклора, готовились научные доклады и сообщения. В 1961 г. член института Лютфия Аркитская выступала с докладом на межвузовской сессии в Баку. К работе института привлекались и первокурсники, многие из которых по заданию института работали еще до поступления в университет. На производственной практике по фольклору, охватившей уже в 1961 г. около 300 студентов, «народный» институт подготовил свою первую печатную работу – сборник «Детский фольклор Дагестана». Один из первых замов Назаревича студент Иса Омаров писал о работе в институте: «Я и раньше очень любил сказки. Когда другие мои сверстники гоняли по улицам кошек и голубей, я приставал к бабушке с просьбой рассказать «еще одну» сказку. Но в университете у меня появился научный интерес к фольклору, в этом мне помог А.Ф. Назаревич. Фольклорные экспедиции для меня являются и своеобразной туристической поездкой: ближе узнаешь свой край, его удивительную красоту; народ, его обычаи, его исключительное гостеприимство» («Дагестанский университет» от 25 ноября 1961 г.). Иса Омаров один записал за время своих экспедиций более 700 сказок, песен, легенд и этим опроверг мнение о том, что у даргинцев очень мало своих собственных сказок, и что они являются вариантами сказок других народностей.
С каждым годом углублялась и расширялась деятельность молодого института. К работе были привлечены девушки-горянки из женского педагогического института. Членом НИИФЛИ стал народный поэт Дагестана Гаджи Ибрагимов, записавший у столетнего старика интересные лакские народные сказки. Уже в 1964 г. общественные сотрудники института собрали около 5 тыс. песен, сказок, легенд, загадок. Будучи тогда секретарем Дагестанского обкома КПСС, А. Абилов в своем выступлении «Искусство принадлежит народу» отметил: «Обобщая богатейшие сокровища народной мудрости и публикуя наиболее ценные из них в печати, институт оказывает благотворное влияние на развитие и взаимообогащение культур народов республики» («Дагестанская правда» от 16 апреля 1964 г.). В 1968 г. институтом впервые была организована экспериментальная научно-этнографическая экспедиция в казачью станицу Старогладковскую – знаменитую станицу на Тереке, где Лев Толстой писал своих «Казаков». Студенческая молодежь попыталась прожить несколько дней жизнью великого писателя, думать его мыслями, узнать новое о его творчестве и о жизни самой станицы. Один из участников экспедиции, тогда еще студент 3 курса Н. Корзунов писал: «Мы вживались в образ, жили точно, как казаки: ходили босиком, носили воду на коромысле, работали вместе с казаками в поле. Дословно восприняли толстовскую идею непротивления злу: никогда не убивали мух, а только ловили их и выпускали их на улицу, кормили всех соседских кошек и собак». («Дагестанский университет» от 27 сентября 1968 г.). В 1969 г. в такую экспедицию было направлено уже две группы студентов, а в 1970 г. – три. В этом же году НИИФЛИ начинает свою работу по сбору материала для нашумевшей в то время, первой в стране студенческой коллективной диссертации «Ленин и судьбы женщины горянки Дагестана». В составы 17 экспедиций входят студенты филологического факультета, факультета иностранных языков и сотрудники института языка и литературы Дагестанского филиала Академии наук СССР. Руководили экспедициями студенты М. Магадов, Ш. Мазанаев, А. Дациев, М. Мусаев и другие. Наряду с произведениями народного творчества студенты должны были записывать и интересные биографии женщин. Работа требовала огромного терпения и умения найти подход к горянкам, которые неохотно соглашаются рассказывать о себе, о своем прошлом. Все собранное легло в основу диссертации, которая состояла из нескольких разделов-страниц, каждый из которых был посвящен одной из народностей Дагестана, а две последних были обобщающими. На широких массовых собраниях в актовых залах университета, иногда с полной трансляцией по телевидению, проходили защиты лакской, кумыкской, аварской, даргинской «страниц» студенческой диссертации. Самым памятным в истории НИИФЛИ стал 1977 г. Стенд маленького института из Дагестана демонстрировался на ВДНХ в Москве, итогом чего стала серебряная медаль ВДНХ, которой институт гордится и по сей день. К двадцатилетнему юбилею в НИИФЛИ было собрано уже более миллиона записей песен, легенд, сказок, пословиц, описаний обычаев, обрядов. На этом материале написаны сотни курсовых и дипломных работ, защищены 12 кандидатских и 1 докторская диссертации. Совместно с Союзом писателей Дагестана институт организовал для начинающих писателей научно-творческий семинар «Дагестанский лицей». Частыми гостями семинара были Расул Гамзатов и другие виднейшие поэты и прозаики Дагестана. Многие бывшие члены семинара сами стали известными писателями и учеными: Г. Гашаров, А.-К. Абдулатипов, С. Мухтаров, Г. Мудунова, Ф. Исрапова, Т. Пашаева, К. Расулов, М. Гасанов, В. Кочетов, К. Исрапилова и др. Так что же получилось из задуманного в 1959 г. «эксперимента» (как называл свое детище А.Ф. Назаревич)? Чем же был в далекие 60-е годы НИИФЛИ для дагестанской молодежи? Институт – полностью самодеятельная организация, - начиная от студентов и заканчивая директором, все в нем работали на сугубо добровольных, общественных началах, хотя работа эта по объему вдвое и втрое превышала рамки учебного плана. В ежегодных научных экспедициях участвовали многие сотни студентов. Экспедиции проникли во все уголки Дагестана. При том, что студенты получали 50 коп. суточных и по 2 коп. на оплату транспорта на каждый километр пути, они перевыполняли все планы, побывали в Грузии, Азербайджане, Северной Осетии, пробирались в каждый населенный пункт, где только живут дагестанцы. Студенты широко привлекали к работе школьников, благодаря чему был собран интересный и своеобразный детский фольклор Дагестана, единственное по своей полноте собрание записей в стране. Директор института всегда стремился найти что-то новое, увлекательное для молодежи. Но как всегда бывает при создании чего-то нового и из ряда вон выходящего, находилось много «старичков», которые скептически относились к НИИФЛИ, называя это «развлекательством». Им казалось, что раз речь идет о научной работе, значит обязательно нужна тишь кабинетов, пыль фолиантов и архивов, сухость и скучность академических клобуков (что они вполне получили в последствии). Но институт вел себя просто непозволительно. На научной сессии доклад иногда сочетался с шуткой и играми у елки; на диспуте – рыцарском турнире в «День поиска идеала» на сцене вместо президиума – карикатурные изображения любителей заседать; в процессе учебного года проводились то «дельфийские игры», то еще что-нибудь интересное, охватывающее сотни участников, побуждающее их идти в институт. Уже с первых дней пребывания первокурсников в университете, НИИФЛИ стремился выявить индивидуальное, свойственное только данному студенту, что помогало нащупать пути вовлечения его в научную работу. Свой 25-летний юбилей институт встречал уже без своего создателя и вдохновителя А.Ф. Назаревича. Первые годы после его смерти работа, видимо по инерции продолжалась. Под руководством нового общественного директора С.М. Мухтарова проводились экспедиции, семинары, готовился к изданию фольклорный сборник. В 1986 г. состоялась региональная студенческая научно-теоретическая конференция, посвященная 25-летию НИИФЛИ им. А.Ф. Назаревича «Актуальные проблемы филологии народов Северного Кавказа». Но инерция постепенно сходила на нет. Свою роль сыграли политические и экономические изменения в стране. Мало того, что экспедиции совершенно перестали финансироваться, родители просто не отпускали своих детей далеко от дома: «опасно». А о публикациях и говорить не стоит: нет денег. Институт уснул, как спящая красавица, почти на 15 лет. Две когда-то тесные комнаты стали пустыми, мрачными и холодными и напоминали склеп. Современное студенчество «с корнем» вырвало «резные ворота в сказку» и их свалили на чердаке как старый ненужный хлам. Все?!. Нет! Появилась надежда. Около четырех лет назад декан филологического факультета Даггосуниверситета Шабан Абдулкадырович Мазанаев решил организовать на базе НИИФЛИ Институт фольклора, литературы и журналистики. Ведь нельзя же, стыдно «разбазаривать» такое богатство, которое столько лет накапливалось в рукописном фонде старого института.
При поддержке ректора Даггосуниверситета О.А. Омарова работа по созданию нового института набирает темпы. Улучшается учебно-материальная база. В помещении бывшего НИИФЛИ проведен ремонт, институту выделена самая современная оргтехника, подключение к интернету. Возобновлены научные студенческие экспедиции, в которых студенты оснащены современными звукозаписывающими устройствами. При институте уже создан ученый совет, в который вошли видные ученые не только Даггосуниверситета, но и Дагестанского научного центра РАН, и Дагпедуниверситета. Среди них известный востоковед, переводчик Корана Н.О. Османов, писатель М.-Р. Расулов, известный журналист М.Д. Бутаев, бывший воспитанник НИИФЛИ, а теперь доктор филологических наук С.М. Хайбулаев и многие другие. Институтом под руководством Ш.А. Мазанаева была заявлена научная программа, которая получила предварительный положительный отзыв. В 2003 году институт подготовил и провел межвузовскую научную конференцию, посвященную 100-летию со дня рождения основателя НИИФЛИ А.Ф. Назаревича, в которой приняли участие видные деятели науки и культуры Дагестана. Институт филологии становится на ноги. В перспективе даже создание собственной мини типографии, где будет издаваться и накопленное богатство рукописного фонда НИИФЛИ, которое долгие годы лежало мертвым грузом. Наука будет жить и процветать (если, конечно, Москва не подведет с финансированием). И, может быть, когда-нибудь новый НИИ филологии будет так же популярен в Дагестане, как когда-то маленький «народный» институт. Жизнь продолжается! |